Уважаемые коллеги - объединяйтесь!
Обращение к организациям и профессиональным сообществам, разрабатывающим и применяющим государственные сметные нормативы на выполнение электромонтажных работ (ФЭРм часть 8 «Электротехнические установки»)
По итогам 8-ми месяцев работы нашей компании в условиях использования новой сметной нормативной базы (введена Минстроем России с 1 апреля 2014 года) ООО «Центрэнерго» был проведен анализ последствий применения новых сметных расценок и подготовлены письменные обращения в органы государственной власти и профессиональные сообщества России.
Ниже приводятся выдержки из текста обращения в Минстрой России:
Минстроем России - приказом № 31/пр «О введении в действие новых государственных сметных нормативов» - с 1 апреля 2014 г. были введены новые сметные расценки на различные виды работ. По многим видам работ (здесь и далее пойдёт речь об электротехнических работах с применением сборника ФЭРм часть 8 «Электро-технические установки») расценки были резко снижены, что вызвало обоснованное беспокойство на нашем предприятии, выполняющим такие виды работ (для справки: ООО «Центрэнерго» является малым предприятием с численностью 45 человек, работающим на рынке услуг более 10-ти лет).
Отработав восемь месяцев в условиях новых сметных нормативов, наша компания считает необходимым провести анализ последствий их применения на примере нашего предприятия и проинформировать Вас об этом:
1. Начиная со второго полугодия 2014г основные показатели работы нашей компании стали заметно ухудшаться (для информации - последние десять лет наше предприятие было стабильно работающей компанией). По итогам работы за одиннадцать месяцев 2014 года мы видим следующую картину: экономические показатели нашего предприятия изменились в худшую сторону при том же уровне загрузки нашей компании. Тенденции – которые мы наблюдаем, нес не могут не тревожить, поскольку они ведут к сокращению бизнеса.
2. При анализе новых сметных нормативов (а изменению подверглись более 1000 рас-ценок) обращает на себя внимание «революционный» подход в их оптимизации в худшем смысле этого слова. Иначе, как можно относиться к тому, что ужесточение ряда расценок произошло не на 10 или 20 процентов, а по многим позициям - в несколько раз.
Вот несколько примеров:
- расценка ФЭРм 08-02-402-01 на монтаж кабельной проводки открытым способом составляла - 844,05 руб (после 01.04.14 - расценка составила - 205,77 руб., то есть затраты на монтаж сократились в 4,1 раза).
- расценка ФЭРм 08-02-403-03 на монтаж проводов скрытым способом составляла - 1767,24 руб ( после 01.04.14 - расценка составила - 200,62 руб., то есть затраты на монтаж сократились в 8,8 раз).
- расценка ФЭРм 08-02-472-10 на монтаж заземляющих проводников составляла - 6525,58 руб ( после 01.04.14 - расценка составила - 519,48 руб., то есть затраты на монтаж сократились в 12,5 раз).
Создаётся впечатление, что работа по оптимизации расценок была проведена необдуманно, без оценки последствий их применения на практике.
3. В новых условиях сметная стоимость большинства наиболее распространённых электроработ на объектах, финансируемых из бюджетов различного уровня – после введения новых расценок - уменьшилась не на несколько процентов, а на 25 - 35 %. Вот конкретные примеры из практики применения по Ивановской области:
- по Смете №01-14/58 на электроснабжение МБДОУ №58 г. Иваново в старой базе сметная стоимость составляла - 498 тыс. руб. В новой базе она равна - 373 тыс. руб (снижение - на 25%);
- по Смете №01-14/67 на монтаж электрооборудования в МБДОУ №67 г. Иваново в старой базе сметная стоимость составляла - 219 тыс. руб. В новой базе она равна - 144 тыс. руб(снижение - на 34,5%);
В этих условиях Заказчики работ столкнулись с проблемой поиска подрядчиков, поскольку профессиональные электромонтажные организации отказываются от таких объектов по причине резкого занижения стоимости работ (на рынке услуг всё больше появляются организаций, не имеющих достаточного опыта, зачастую укомплектованных специалистами самой низкой квалификации). Кроме этого, чтобы увеличить прибыльность электромонтажных работ в условиях применения новых сметных расценок, недобросовестные организации идут на применение более дешевых (то есть низко- качественных) материалов и оборудования. Налицо – общее падение качества работ, что конечно же не замедлит отразиться на работе этих бюджетных организаций в последующем.
4. Анализируя применение новых сметных нормативов , мы видим, что из них в массовом порядке исключены так называемые «вспомогательные материалы». Очевидно – по логике разработчиков – эти материалы следует отдельно учитывать при выполнении проектов и затем включать в сметную документацию.
С такой позицией мы согласиться не можем, т.к. проектировщики не в состоянии учесть и перечислить в спецификациях всё до мелочей. А если учесть – что в каких то сметных нормативах вспомогательные материалы оставлены, а в каких то – практически исключены, то это совсем запутывает ситуацию и дезорганизует работу проектировщиков (просмотрев несколько десятков проектов на электронных торговых площадках - мы нигде не обнаружили, что бы в спецификациях вспомогательные материалы подробно прописаны). Тем более, что для определения стоимости - например - объектов капитального строительства разработка проекта стадии «рабочая документация» (где представлена, в том числе, детальная спецификация) согласно действующего законодательства не требуется. Это говорит о не жизнеспособности введённых в 2014г решений о частичном или полном исключении вспомогательных материалов из сметных нормативов;
5. Не вызывает сомнения, что в целом работа по оптимизации расценок должна проводиться. При этом справедливо отметить, что с внедрением ряда Федеральных законов « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» - уровень расценок по сборникам теряет свою прежнюю актуальность - так как участники аукционов и торгов сами назначают справедливую цену , по которой конкретная работа ими будет сделана.
Но без сметно-нормативной базы строительный комплекс существовать не сможет, и это значит - совершенствование ценообразования необходимо. Но мы против того, какими «революционными» методами эта работа была проведена в 2014г. Уместно вспомнить высказывание Президента России Владимира Владимировича Путина (см. его выступление на пленарной сессии дискуссионного клуба «Валдай » 24 октября 2014г.): «Мы наелись революциями по горло, нам нужна эволюция»
Прошу Вас отменить приказ Минстроя России от 30 января 2014г. № 31/пр «О вве-дении в действие новых государственных сметных нормативов» (в редакции приказа №39/пр от 07.02.2014г.) - в части введения новых сметных нормативов на монтаж оборудования для части 8 «Электротехнические установки», оставив в действии прежние сметные нормативы в редакции 2009года.
Обращаемся ко всем организациям и профессиональным сообществам, которые применяют государственные сметные нормативы на выполнение электромонтажных работ (ФЭРм часть 8 «Электротехнические установки») - провести их анализ и дать свою оценку обоснованности применения новой сметно-нормативной базы, а так же довести полученную Вами информацию до органов государственной власти нашей страны.
Далее мы будем выкладывать историю переписки с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Письмо №31252-00/08 от 30.12.2014 г. от МинСтроя РФ:
(нажмите на миниатюры для загрузки документа в формате "pdf")
Письмо №085 от 09.02.2015 г. от нас:
(нажмите на миниатюры для загрузки документа в формате "pdf")
Письмо №7373-00/08 от 18.03.2015 г. от МинСтроя РФ:
(нажмите на миниатюры для загрузки документа в формате "pdf")
Письмо №14223-АБ/08 от 14.05.2015 г. от МинСтроя РФ:
(нажмите на миниатюры для загрузки документа в формате "pdf")
Письмо №195 от 20.03.2015 г. Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А.:
(нажмите на миниатюры для загрузки документа в формате "pdf")
Письмо №420 от 03.06.2015 г. от нас:
(нажмите на миниатюры для загрузки документа в формате "pdf")
Письмо №25776-02/08 от 13.08.2015 г. от МинСтроя РФ:
(нажмите на миниатюры для загрузки документа в формате "pdf")